Решение математических задач, как одно из средств патриотического воспитания обучающихся.

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол Белгородской области

 

Учитель математики

Т. П. Пикалова

 

     Одним из эффективных средств воспитания учащихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, патриотического, нравственного и трудового в частности. Воспитательное воздействие содержания задач осуществляется не только через условие задачи, но и непроизвольно, через подтекст материала. Многие стороны человеческих отношений, состояний и поступков могут быть подсказаны подтекстом задачи. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математики более интересным, вызывают потребность в новых знаниях и умении самостоятельно их приобретать. Реализации поставленной цели способствуют задачи     прикладного характера и задачи идейной направленности. Задачи прикладного характера влияют, прежде всего, на воспитание устойчивого интереса к математике.

        В учебной литературе задачи, как правило, формулируются предельно кратко, четко и определенно. В такой математически корректной, лаконичной редакции не всегда улавливается практическая направленность задачи, отсутствуют моменты, возбуждающие любознательность, интерес детей. Фабула большинства школьных задач формальна и не вводит школьников в условия жизненных ситуаций, где нужно принимать решения, выполнять определённые действия. Поэтому условия некоторых задач необходимо перефразировать так, чтобы получились проблемные задачи. В них надо включать элементы, вызывающие у учащихся чувство удивления, сомнения, доставляющие эстетическое удовлетворение; изменять условие задачи, чтобы появилась возможность обратить на задачу внимание всех учащихся класса, вызвать интерес к ней и продолжить беседу о задаче после её решения.

         На примере хорошо составленных задач прикладного характера учащиеся убеждаются в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, в её пользе и необходимости для практической работы, видят широту возможных приложений математики, понимают её роль в современной культуре. При решении таких задач возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность, приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе. В системе кадетского образования на уроках математики надо рассказывать о применении математики на военной службе, о том, что глубокие знания точных наук необходимы для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии. Предлагаемые на военную тематику задачи способствуют формированию у кадет таких личностных качеств, как пытливость, настойчивость, находчивость, воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.

В задачах идейной направленности необходимо использовать местный материал (школы, шефствующего предприятия, района, города, области) - материал близкий детям и их родителям. Предлагать задачи, составленные по материалам газет, данным из жизни страны.

         Всё это дает возможность развить у учащихся чувство причастности ко всему, что происходит в мире. Эти задачи необходимо методически обрабатывать так, чтобы   заключенная в задаче идея затронула детскую душу. Только в этом случае можно добиться того, что у школьников появится потребность обработки встречающейся им информации. Они научатся владеть языком цифр, формул, графиков, применять его для осмысления величин и фактов, отражающих действительность.

Основные приёмы подбора задач, способствующих формированию патриотических чувств:

ü изменение формулировок некоторых задач в существующих сборниках задач;

ü дополнение отдельных задач вопросами, способствующими развитию тематики задач;

ü составление новых задач, содержание которых способствует формированию патриотизма.

При изменении содержания задач надо следить за тем, чтобы не потерялась математическая ценность задачи, а само содержание оставалось на должном воспитательном уровне.

Задачи с патриотическим и интернациональным содержанием должны составляться так, чтобы они:

ü соответствовали программе по математике;

ü соответствовали возрасту учащихся и не требовали больших пояснений, заслоняющих математическую сущность;

ü оказывали влияние на формирование мотивов будущей трудовой деятельности ученика,

ü реальны по условию.

Решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету, пробуждает чувства сопричастности к делам великих предков. Такие задачи позволяют погрузиться в прошлое, реально представить его картины, стать участником былых событий.

         Усилить воспитывающие функции задач позволяет решение специально подобранных нестандартных задач. Ни одно пособие не может полностью удовлетворить двум трудно сочетаемым требованиям: сделать задачный материал нестандартным и одновременно доступным. Поэтому учителю большей частью самому приходится разыскивать или придумывать такие задачи.

         На этапе обобщения знаний и умений, формируемых на уроке, осмысливается и домашнее задание. Необходимо использовать разнообразные виды домашних заданий, в том числе и опережающие. Поиск и подбор числового материала для составления задач является важной формой, способствующей патриотическому воспитанию учащихся. Школьники при этом получают навыки анализа и использования научной и политической информации, становятся в курсе важных событий как внутри страны, так и за её пределами. Интерес к математике у сегодняшних школьников может поддерживаться в большей степени благодаря пониманию ими целей выполнения домашней работы.

Воспитательный эффект решения задач зависит от многих факторов педагогического и методического характера, от подготовительной работы перед решением задачи и анализа ответа, от того, как учитель сможет развить в дальнейшей беседе тему, затронутую в задаче.

Внеклассная работа дает учителю широкое поле деятельности. Например, математические вечера, устные журналы, исследовательские проекты по темам: «Николай Иванович Лобачевский - великий реформатор геометрии», «Математика в годы Великой Отечественной войны», «Трагическая судьба Эвариста Галуа».

     В условиях современной жизни важными качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Повысить познавательную активность ученика можно в том случае, если мы на уроке и во внеурочной деятельности будем ставить перед ним задачи, вместе с ним будем находить и решать возникшие проблемы. Анализируя ответы детей, можно сделать вывод:

1)    Школьники любят решать и составлять нестандартные задачи.

2)    Они получают удовлетворение от осознания собственных успехов в решении проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Библиографический список:

  1. Сайт Федерации Интернет – образования - http://senter,fio.ru
  2. Сайт общественного рейтинга образовательных ресурсов -     http://rating.fio.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контакт

Телефон:

Адрес: