«Благодарю тебя, душа моя, за то,

что в шахматы учишься.

Это непременно нужно во всяком

благоустроенном семействе».

Из письма А. С. Пушкина жене.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А. А. Тимофеева «Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана - Граф, 2012.  и методических рекомендаций по проведению уроков шахмат в общеобразовательной школе Валерия Цатурян /  Шахматная академия Г.К. Каспарова /Шахматы в школе. Методические рекомендации по проведению уроков шахмат в общеобразовательной школе/ Автор: Валерий Цатурян,  Москва,  2003г.

 

Актуальность

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.    Шахматы в среднем звене школьного образования положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Цель программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы

 Образовательные: сформировать у учащихся понятие об игровых возможностях шахматных фигур. Научить оценивать сравнительную силу шахматных фигур. Ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции. Научить школьника самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности; научить предвидеть последствия предполагаемых действий; познакомить с поиском, перспективным планом действий.

Развивающие: развивать творческое, наглядно-образное мышление и логику. Совершенствовать психические качества: восприятие, внимание, воображение, память. Развить навыки групповой работы; способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями. Заложить идеи развития у учащихся собственной активности, личной ответственности. Привить навык рефлексии.

Воспитательные: формировать у школьников стремление к усвоению культурных ценностей; воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени, ответственность, предусмотрительность, внимательность, сосредоточенность и порядочность в поведении.

Общая характеристика кружка

Кружок «Шахматы» входит во внеурочную деятельность по направлению «спортивно-оздоровительное».  Возраст учащихся от 13,5  до 14 лет. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.  Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических игр и решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.  Для закрепления знаний учащихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Место в учебном плане

Рабочая программа предназначена для учащихся седьмых  классов.  Реализуется в течение одного года.   Курс рассчитан на 34 часа в год с периодичностью 1 раз в неделю.  Продолжительность занятия 45 минут.

 

Ценностные ориентиры содержания кружка

Обучение шахматам в общеобразовательной школе открывает уникальные возможности для всестороннего развития и воспитания учащихся. Игру в шахматы отличают простота и доступность, а приобретенные в результате обучения знания и умения благотворно сказываются на процессе реализации творческого потенциала личности, способствуют появлению устойчивых навыков в принятии самостоятельных оптимальных решений в любой жизненной ситуации. На протяжении многих веков шахматы являются составной частью общечеловеческой культуры.

Двадцать первый  век, век стремительного научно-технического прогресса, предопределил дефицит на людей, способных мыслить системно, а вместе с тем и творчески, в экстремальных условиях, которые неизбежно возникают в жизни современного общества. Роль социально-педагогической функции шахмат за последние годы заметно возросла. Социальный статус шахмат высок в большинстве развитых стран мира и с каждым годом они получают все большее признание. Десятки миллионов людей во всем мире играют в шахматы не только для того, чтобы повысить свой спортивный уровень. Люди понимают и чувствуют, что игра в шахматы в первую очередь приносит им моральное, эстетическое удовлетворение, позволяя реализовать, в той или иной степени, заложенное в каждом мыслящем существе стремление к участию в творческом созидательном процессе.

Динамика живой шахматной партии, непредсказуемость конечного результата, творческое и спортивное противоборство детей за шахматной доской, дают педагогам великолепную возможность развить в учениках способности самостоятельного логического мышления, интуицию, навыки к систематизированной аналитической работе, которые в дальнейшем принесут им реальную пользу в научной или практической деятельности. В декларации прав ребенка на игру одной международной ассоциации написано: «Игра – это жизнь. Она инстинктивна, добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением и выражением себя. Она сочетает в себе действия и мысль. Она приносит удовлетворение и ощущение успеха».

Шахматы по своей сути очень пластичны и позволяют использовать их в качестве универсального инструмента к самопознанию любых сфер человеческой деятельности. В процессе обучения дети приобретают устойчивые навыки комбинаторного мышления, способности решать достаточно сложные многоходовые математические задачи.

Стремительный рост объема всевозможной информации, наполняющей нашу повседневную жизнь, требует от людей способности оперативно ее обрабатывать и систематизировать. Занятия шахматами, постоянная систематика детьми получаемых знаний, вырабатывают у них способности адекватной реакции на любой поток информации, способности к ее быстрому осмыслению.

 

Результаты освоения  

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

 –развитие любознательности и сообразительности;

– целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

 –развитие наглядно – образного мышления и логики;

 –формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

–отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы

творческого или поискового характера;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по памяти информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть

реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить

нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести

дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и

осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно

передавать информацию и отображать предметное содержание и условия

деятельности в речи.

-  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ

реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Предметные результаты освоения:

- знания об истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения

в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;

- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла

и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в  

двигательной активности;

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

принцип психологической комфортности — создание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире — при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы обучения

Формирование шахматного мышления проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

 При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы  учащийся проделывает самостоятельно.

 На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

 Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения

 Практическая игра.

 Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

 Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

 Теоретические занятия, шахматные игры

 

 

Условия реализации программы

Возраст детей

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 13— 14 лет.

Условия набора

 К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Участниками программы являются дети среднего школьного возраста 13—14 лет, посещающие общеобразовательную школу.

Наполняемость группы —17 человек.

Сроки реализации программы —34часа.

Формы и режим занятий:

1 год обучения, 1 раз в неделю по 45 минут.

Формы организации детей

Групповая, индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям). Используется следующая схема занятий: теоретическая часть (примерно 15 минут) и практика (примерно 30 минут).   Под практикой  имеются в виду дидактические задания и игры, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов,  игра всеми фигурами.

Педагогический контроль

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём  её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого учащегося его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации учитель вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Текущий контроль осуществляется  учителем  в форме наблюдения;

промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме тестов, различных весёлых заданий и упражнений; итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема усвоенных теоретических знаний.    

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Формы подведения итогов: участие обучающихся в соревнованиях различного уровня. В ходе освоения программы учащиеся получают качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.

 

 

Ожидаемые результаты

К концу              обучения      учащиеся  будут

знать:

шахматные термины: белое и черное поле,

горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;

партнёры, начальное положение, белые, черные; 

ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь;  

правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку;

нападения и взятия, взятие на проходе;

названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;

цель игры: мат, пат, ничья;

шахматную нотацию;

абсолютную и относительную ценность фигур.

приёмы и способы матования одинокого короля;

историю возникновения шахматной игры;

правила игры.

Уметь:

записывать шахматную партию;

пользоваться шахматными часами;

проводить комбинации;

владеть техникой матования одинокого короля;

решать простейшие задач;

записывать партию до 10-го хода.

приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;

повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения производить логические операции.  

сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.

Содержание

1.

Шахматная доска. Нотация - 2 ч

 

Краткая история шахмат их роль в формировании личности. Шахматная доска. Нотация. Обозначение полей и линий – вертикали, горизонтали, диагонали.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

«Назови вертикаль»-  педагог показывает одну из вертикалей. Ученики должны назвать ее,  например,  «Вертикаль  «е». Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.

«Назови горизонталь» -  это задание подобно предыдущему, но учащиеся  выявляют горизонталь,  например,  «Вторая горизонталь».

«Назови диагональ» - определяется диагональ, например, «Диагональ е1 – а5».

«Какого цвета поле?» - учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

«Кто быстрее» - к доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

«Вижу цель» - учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

2.

Фигуры. Ходы и взятия фигур  - 5 ч

 

Начальная позиция. Фигуры. Первоначальное положение фигур. («Ферзь любит свой цвет»). Количество фигур и пешек. Названия фигур. Краткое обозначение каждой фигуры при записи партий и позиций.  Понятие движения и перемещения фигур. Траектории движения. Понятие хода. Ходы ладьей и слоном. Дальнобойность фигур. Взятие ладьи слоном и слона ладьей. Ходы ферзем. Взятие ферзем ладьи и слона. Двойной удар, ударность фигур. Ход королем. Понятие шаха и мата. Невозможность взятия короля ни одной фигурой («табу»). Ход конем. Варианты траекторий движения коня. Зависимость ударности фигур от их централизации. Особенности нападения и взятия конем. Ход пешкой. Взятие на проходе и превращение пешки. Стремление пешки к движению только вперед. «Пешки – душа партии». Практическая игра. Игра всеми фигурами. Повторение навыков взятия и ходов фигурами. Специальные упражнения при ограниченном количестве пешек и фигур.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек» - в непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадайка» - педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Мешочек»- ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет» - педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин» - белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт» - белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых» - белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

3.

Шах. Мат. Пат. Нотация – 10 ч

 

 Шах. Нападение на короля – шах, мат. Особенности нападения на короля каждой из фигур. Защита короля от шаха с помощью ответного шаха.

 Мат. Определение понятия «мат». Защита от мата. Простейшие и типичные случаи мата. Мат – основная цель шахматной партии.

 Пат. Простейшие примеры на пат. Рокировка. Правила осуществления рокировки. Безопасность короля на одном из флангов. «Длинная»  и «короткая» рокировки.

 Сравнительная ценность шахматных фигур. Понятие абстрактной и конкретной ценности фигур. Виды материального преимущества. Компенсация за пожертвованный материал. Понятие качества. Решение простых позиций эндшпиля. Соотношение сил: «король+ладья» против  «король+слон» (конь).                                                                                                                                                                                                                 Жертва ферзя за мелкие фигуры в атаке и при защите. Жертва ферзя за ладью и слона, за две ладьи.  Жертва ладьи за легкую фигуру (слона или коня) в атаке и при защите. Борьба ладьи против пешек в эндшпиле.

Мат одинокому королю. Характеристика различных стадий шахматной партии – дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Мат ферзем. План и тактическое решение задачи. Различные способы мата ферзем предпочтение методу без шахов.

Мат ладьей. Различные способы мата ладьей – предпочтение методу без шахов. Мат ферзем и ладьей одинокому королю.

Мат двумя ладьями без помощи короля сильнейшей стороны. Решение простых задач на мат двумя ладьями на демонстрационной доске. Запись шахматных позиций. Условные обозначения движения и взятия фигур.

Мат двумя слонами. Важнейший принцип – ограничение подвижности короля слабейшей стороны. Принцип оттеснения в угол доски – шах и мат ставятся двумя последними ходами

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах» - приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах» - требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов» - каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха» - белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат» - приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах» - игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка» - ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях

4.

Начало партии – дебют - 5 ч

           

Начало партии – дебют. Общие принципы и начальные сведения. Принцип быстрой мобилизации. Борьба за центр. Безопасность короля в дебюте. Ключевые поля в центре. Захват центра пешками.

Взаимосвязь центра и флангов. Характеристики королевского и ферзевого фланга. Примеры типичных ошибок в дебюте.

Краткая классификация дебютов – открытые начала. Дебют слона, дебют трех и четырех коней.

 Полуоткрытые начала. Французская защита, защита Каро-Канн. Дебютные ловушки в рассматриваемых началах.

Закрытые начала. Пешечный клин в центре. Возможность фланговой атаки при фиксированном пешечном центре.

Дидактические задания

«Мат в 1 ход» - поставить мат в 1 ход нерокированному королю, «Поставь детский мат» -  белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход. «Поймай ладью», «Поймай ферзя» -  надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. «Защита от мата» - требуется найти ход, позволяющий избежать мат в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько). «Выведи фигуру» - здесь определяется, какую фигуру,  на какое поле лучше развить. «Поставить мат в 1 ход «повторюшке» - требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

Мат в 2 хода» - в учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода. «Выигрыш материала», «Накажи  «пешкоеда» - надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.  «Можно ли побить пешку?» - требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату. «Захвати центр» - надо найти ход, ведущий к захвату центра. «Можно ли сделать рокировку?» -  надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют. «В какую сторону можно рокировать?» - в этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры. «Чем бить черную фигуру? -  надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек. «Сдвой противнику пешки» - требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки

5.

Реализация материального перевеса - 2 ч

 

 Краткие характеристики видов материального перевеса. Разбор простейшего случая – король и пешка против короля.

Понятие «проходная пешка». Создание проходной пешки. Пешечные окончания. Понятие оппозиции, метод отталкивания. План реализации материального перевеса. Окончания на тему: борьба проходных пешек против фигур в эндшпиле. Пешка против ферзя и пешка против ладьи. Решение простых примеров пешечных окончаний. 

Дидактические задания

«Выигрыш материала»- педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

«Защита» - в учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

        6.

Нападение, атака - 3 ч

 

Основные способы нападения и атаки фигур и пешек. Связка, двойной удар. Решение простых комбинаций.

 Завлечение фигур под удар, отвлечение фигур с помощью жертвы материала. Демонстрация учебной шахматной партии.

Вскрытие вертикалей, пешечная атака на фланге. Демонстрация учебных позиций, решение простых примеров. Практическая игра. Знакомство с шахматными часами

7.

Защита, размены, позиционная игра - 3 ч

 

Целесообразность размена активных и пассивных фигур. Размен ферзей – один из главных способов защиты от атаки на короля. Переход в эндшпиль с целью упрощения позиции. Решение простых примеров. Слабость и сила комплекса полей. Понятие «рентгена» дальнобойных фигур. Защита важных стратегических пунктов. Основа пешечной цепи, ключевые поля. Контратака, как средство защиты. Создание контригры. Решение тактических примеров на создание контратаки. Активная и пассивная защита

8.

Оценка позиции, план игры - 4 ч

 

 Проблема выбора плана. Оценка материального и позиционного соотношения сил. Различные способы выбора плана игры. Целостность и подвижность пешечной структуры. Понятие слабого и сильного пункта. Захват центрального пункта конем. Централизация фигур. Динамика возникающих позиций. Тренировочные партии учащихся с часами.  Укороченный контроль времени.  Захват вертикалей и горизонталей тяжелыми фигурами. «Сдвоение» и «строение» тяжелых фигур по вертикалям и горизонталям. Краткая характеристика видов позиционного преимущества. Внешние признаки и свойства позиций. Практическая игра. Конкурс решения комбинаций (тест)

Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

 

Контакт

Телефон:

Адрес: