20.12.2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Шахматы»

 (спортивно - оздоровительное направление)

на 2016-2020 годы

 

/Срок реализации программы– 4года/

/Возраст детей – 6,5 – 11 лет/

 

                                                                                           

 

 

 

                                                                                           Составитель программы

                   Пикалова Тамара Павловна,

                   учитель математики

 

 

 

 

 

 

Старый Оскол

 

2016

 

 

«Благодарю тебя, душа моя, за то,

что в шахматы учишься.

Это непременно нужно во всяком

благоустроенном семействе».

Из письма А. С. Пушкина жене.

I.  Пояснительная записка

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Шахматы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании авторской программы А. А. Тимофеева:  «Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана - Граф, 2013. – 192 с. (63 с.) 

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. 

Задачи программы: 

Образовательные: сформировать у учащихся понятие об игровых возможностях шахматных фигур. Научить оценивать сравнительную силу шахматных фигур. Ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции. Научить школьника  предвидеть последствия предполагаемых действий; познакомить с поиском, перспективным планом действий. 

Развивающие: развивать творческое, наглядно-образное мышление и логику. Совершенствовать психические качества: восприятие, внимание, воображение, память. Развить навыки групповой работы; способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями. Заложить идеи развития у учащихся собственной активности, личной ответственности. Привить навык рефлексии. 

Воспитательные: формировать у младших школьников стремление к усвоению культурных ценностей; воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени, ответственность, предусмотрительность, внимательность, сосредоточенность и порядочность в поведении. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни

II. Общая характеристика

Кружок «Шахматы» входит во внеурочную деятельность по направлению «спортивно - оздоровительное». Наиболее благоприятным для развития мышления ребёнка является возрастной период от 7 до 12 лет, поэтому наибольший эффект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе. «Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы» - писал Сухомлинский.   

Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра. «Всё многообразие изобретенных человечеством игр – это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и всё остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению» - И. Рыбин.

III. Место в учебном плане 

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 135часов. 1 класс - 33 часа; 2, 3 и 4 классы по 34 часа за год. 

IV. Ценностные ориентиры содержания

В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу». Шахматные игры – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. 

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. 

Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех! 

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе. Шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления. Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра.

 «Всё многообразие изобретенных человечеством игр – это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и всё остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению» - И. Рыбин.

«Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы» - писал Сухомлинский.   

Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.  

V. Планируемые результаты

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).  Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. 

К концу изучения модуля III учащиеся должны знать:

         -основные идеи комбинаций различных типов;

уметь:

         -осуществлять простейшие комбинации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата

      Основные формы и средства обучения: 

1. Практическая игра. 

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; 

4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. 

5. Участие в турнирах и соревнованиях. 

 

VI. Учебно-тематический план

Тема №

п/п Всего часов Количество Характеристика деятельности учащихся

аудиторных часов неаудиторных часов

Повторение 1. 3ч 2 1 Решение дидактических игр и заданий 

Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».

Тактика в шахматах и определение комбинации 2. 29ч 13 16 Учащиеся знакомятся с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации. Решать шахматные задачи, комбинации и этюды. Дидактические игры и игровые задания:

 «Самый слабый пункт». Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт. 

«Вижу цель!». Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых. 

«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода. 

«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. 

«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса. «Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода

Практическая игра 3. 2ч 2 Игра всеми фигурами из начального положения

Всего 34ч 15ч 19ч

 

VII. Календарно-тематический план

п/п

Дата Тема учебного занятия Всего 

часов Содержание деятельности Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности Практическая часть занятия/форма организации деятельности

3- А 3-Б Повторение 3

1 4.09 3.09 Способы защиты от нападения 1 Повторение. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат Игровая практика. Дидактические задания и игры: “Обе армии равны”, “Выигрыш материала Формирование стремления к усвоению культурных ценностей; воспитание целеустремлённости, самообладания, бережного отношения ко времени.

2 11.09 10.09 Матование одинокого короля 1 Шахматная нотация.

Пример матования одинокого короля. 

Решение учебных положений на мат в два хода (с жертвой и без жертвы материала)/  Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Игровая практика.

Дидактические задания и игры: “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход Формирование стремления к усвоению культурных ценностей; воспитание целеустремлённости, самообладания, бережного отношения ко времени.

3 18.09 17.09 Простейшие пешечные и ладейные окончания 1 Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. 

 Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур./  Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Игровая практика.

Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат

Формирование стремления к усвоению культурных ценностей; воспитание целеустремлённости, самообладания, бережного отношения ко времени.

Тактика

 в 

шахматах

 и определение комбинации 29

4 25.09 24.09 Тактические приемы и комбинации 1 Понятие о тактических приемах и комбинациях.

Конкретные цели комбинации. Наиболее часто встречающиеся в партиях мотивы комбинаций. Примеры комбинаций - их мотивы и темы./  Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Игровая практика.

Дидактические игры и задания . «Самый слабый пункт». Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт. 

«Вижу цель!». Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых. 

Формирование ответственности, предусмотрительности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

 

5 2.10 1.10 Вариант. Форсированный вариант, жертва

 

1 Как заставить противника сделать выгодный вам вынужденный ход. Понятие силового хода и форсированного варианта./ 

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Игровая практика.

Дидактические игры и задания. «Самый слабый пункт». Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт. 

«Вижу цель!». Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых. 

  Формирование ответственности, предусмотрительности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

 

6 9.10 8.10 Вариант. Форсированный вариант, жертва 1 Примеры форсированного варианта, состоящего из двух ходов./  Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов Игровая практика.

Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Формирование ответственности, предусмотрительности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

7 16.10 15.10 Двойной удар 1 Понятие о двойном ударе. Примеры двойных ударов./  Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов Игровая практика.

Дидактические игры и задания.

Найдите комбинацию «Двойной удар»

Формирование ответственности, предусмотрительности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

8 23.10 22.10 Двойной удар 1 Понятие о двойном ударе. Примеры двойных ударов./   Дидактические игры и задания.

Найдите комбинацию «Двойной удар» Формирование ответственности, внимательности, и порядочности в поведении.

9 6.11 5.11 Связка 1 Понятие связки. Когда надо создавать позицию со связкой. Когда надо использовать уже имеющуюся связку. Понятие абсолютной связки, относительной связки. Матовые комбинации. Тема связки. 

Игровая практика.

Дидактические игры и задания.

Найдите комбинацию на тему «Связка» Формирование ответственности, предусмотрительности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

10 13.11 12.11 Связка 1 Матовые комбинации. Тема связки.  Двойная связка. Как освободиться от связки. Может ли связанная фигура приносить пользу. Если  нельзя развязаться? / Игровая практика.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». 

Найдите комбинацию  на тему «Связка».   Совершенствовать психические качества: восприятие, внимание, воображение, память.

11 20.11 19.11 Открытое нападение 1 Сформировать понятие открытого нападения. Привести примеры открытых нападений/ Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Игровая практика.

Дидактические игры и задания.

Позиции для решения. Найди комбинацию «Открытое нападение» Развить навыки групповой работы; способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

12 27.11 26.11 Открытое нападение 1 Открытый шах, открытое нападение без шаха. Учебные позиции  «Открытые нападения»/  Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Игровая практика.

Дидактические игры и задания.

Позиции для решения. Найди комбинацию «Открытое нападение» Развивать навыки групповой работы; 1способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

13 4.12 3.12 Слабость последней горизонтали 1 Матовые комбинации. Тема слабости последней горизонтали/

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Игровая практика.

Дидактические игры и задания.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса

Развивать навыки групповой работы способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

14 11.12 10.12 Устранение защиты 1 Матовые комбинации. Тема устранения защиты/ Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Игровая практика. Дидактические игры и задания  «Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. 

«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса. 

«Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода

Формирование ответственности, предусмотрительности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

15 18.12 17.12 Отвлечение 1 Матовые комбинации. Тема отвлечения. / 

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». 

Игровая практика Развивать навыки групповой работы; способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

16 25.12 24.12 Отвлечение 1 Матовые комбинации. Тема отвлечения/ Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». 

Игровая практика Развивать навыки групповой работы; способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

17 15.01 14.01 Завлечение 1 Матовые комбинации. Тема завлечения. /  Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Формирование ответственности, предусмотрительности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

18 22.01 21.01 Завлечение 1 Матовые комбинации. Тема завлечения. / Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Формирование ответственности, предусмотрител1ьности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

19 29.01 28.01 Блокировка 1 Матовые комбинации. Тема блокировки. / 

  Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». 

Игровая практика. Способствовать развитию у учащихся управления своими эмоциями и действиями.

20 5.02 4.02 Блокировка 1 Матовые комбинации. Тема блокировки. / 

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». 

Игровая практика Способствовать развитию у учащихся управления своими эмоциями и действиями.

21 12.02 11.02 Освобождение пространства 1 Матовые комбинации. Тема освобождения пространства./  Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Формирование стремления к усвоению культурных ценностей; воспитание целеустремлённости, самообладания, бережного отношения ко времени.

22 19.02 18.02 Перекрытие 1 Матовые комбинации. Тема перекрытие./ Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Формирование стремления к усвоению культурных ценностей; воспитание целеустремлённости, самообладания, бережного отношения ко времени.

23 26.02 25.02 «Мельница» 1 Матовые комбинации.  Тема «Мельница»/  Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Формирование стремления к усвоению культурных ценностей; воспитание целеустремлённости, самообладания, бережного отношения ко времени.

24 5.03 4.03 «Мельница» 1 Матовые комбинации. Тема «Мельница» Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Формирование ответственности, предусмотрительности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

25 12.03 11.03 «Рентген» 1 Матовые комбинации. Тема «Рентген»/  Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Формирование ответственности, предусмотрительности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

26 19.03 18.03 «Рентген» 1 Матовые комбинации. Тема «Рентген»/  Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Развивать навыки групповой работы способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

27 2.04 1.04 Перегрузка 1 Матовые комбинации. Тема  «Перегрузка»/ Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Развивать навыки групповой работы способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

28 9.04 8.04 Разрушение пешечного прикрытия короля – основные идеи комбинаций 1 Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. /

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Заложить идеи развития у учащихся собственной активности, личной ответственности.

29 16.04 15.04 Разрушение пешечного прикрытия короля – основные идеи комбинаций 1 Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. /   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Заложить идеи развития у учащихся собственной активности, личной ответственности.

30 23.04 22.04 Комбинации на сочетание идей 1 Учебные позиции для решения «Мат в два хода с помощью комбинаций»/ Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

31 7.05 29.04 Комбинации на сочетание идей 1 Учебные позиции для решения «Мат в три хода с помощью комбинаций»/  Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Развивать навыки групповой работы способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

32 14.05 6.05 Комбинации на сочетание идей 1 Учебные позиции для решения «Мат в три хода с помощью комбинаций»/  Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Развивать навыки групповой работы способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

Практическая игра 2

33 21.05 13.05 Практическая игра 1 Игра всеми фигурами из начального положения Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

Развивать навыки групповой работы способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

34 28.05 20.05 Практическая игра 1 Игра всеми фигурами из начального положения Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

Развивать навыки групповой работы способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

Всего 34

 

VII. Календарно-тематический план 

п/п

Дата Тема учебного занятия Всего 

часов Содержание деятельности Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности Практическая часть занятия/форма организации деятельности

3-В 3-Г Повторение 3

1 3.09 4.09 Способы защиты от нападения 1 Повторение. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат» Игровая практика. Дидактические задания и игры: “Обе армии равны”, “Выигрыш материала Формирование стремления к усвоению культурных ценностей; воспитание целеустремлённости, самообладания, бережного отношения ко времени.

2 10.09 11.09 Матование одинокого короля 1 Шахматная нотация.

Пример матования одинокого короля. 

Решение учебных положений на мат в два хода (с жертвой и без жертвы материала) Игровая практика.

Дидактические задания и игры: “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход Формирование стремления к усвоению культурных ценностей; воспитание бережного отношения ко времени.

3 17.09 18.09 Простейшие пешечные и ладейные окончания 1 Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. 

 Краткая и полная шахматная нотация. Игровая практика.

Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат Формирование стремления к усвоению культурных ценностей; воспитание целеустремлённости, бережного отношения ко времени.

Тактика в шахматах и определение комбинации 29

4 24.09 25.09 Тактические приемы и комбинации 1 Понятие о тактических приемах и комбинациях.

Конкретные цели комбинации. Наиболее часто встречающиеся в партиях мотивы комбинаций. Примеры комбинаций - их мотивы и темы Игровая практика.

Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат

Формирование ответственности, предусмотрительности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

5 1.10 2.10 Вариант. Форсированный вариант, жертва

 

1 Как заставить противника сделать выгодный вам вынужденный ход. Понятие силового хода и форсированного варианта Игровая практика.

Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат Формирование ответственности, предусмотрительности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

 

6 8.10 9.10 Вариант. Форсированный вариант, жертва 1 Примеры форсированного варианта, состоящего из двух ходов Игровая практика.

Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат Формирование ответственности, предусмотрительности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

7 15.10 16.10 Двойной удар 1 Понятие о двойном ударе. Примеры двойных ударов Игровая практика.

Дидактические игры и задания.

Найдите комбинацию «Двойной удар» Формирование ответственности, предусмотрительности, порядочности в поведении.

8 22.10 23.10 Двойной удар 1 Понятие о двойном ударе. Примеры двойных ударов Игровая практика.

Дидактические игры и задания.

Найдите комбинацию «Двойной удар» Формирование ответственности, внимательности, порядочности в поведении.

9 5.11 6.11 Связка 1 Понятие связки. Когда надо создавать позицию со связкой. Когда надо использовать уже имеющуюся связку. Понятие абсолютной связки, относительной связки. Матовые комбинации. Тема связки Игровая практика.

Дидактические игры и задания.

Найдите комбинацию на тему «Связка» Формирование ответственности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

10 12.11 13.11 Связка 1 Матовые комбинации. Тема связки.  Двойная связка. Как освободиться от связки. Может ли связанная фигура приносить пользу. Если  нельзя развязаться Игровая практика.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». 

Найдите комбинацию  на тему «Связка».   Совершенствовать психические качества: восприятие, внимание, воображение, память.

11 19.11 20.11 Открытое нападение 1 Сформировать понятие открытого нападения. Привести примеры открытых нападений Дидактические игры и задания.

Позиции для решения. Найди комбинацию «Открытое нападение» Развить навыки групповой работы; способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

12 26.11 27.11 Открытое нападение 1 Открытый шах, открытое нападение без шаха. Учебные позиции  «Открытые нападения Дидактические игры и задания.

Позиции для решения. Найди комбинацию «Открытое нападение» Развивать навыки групповой работы; 1способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

13 3.12 4.12 Слабость последней горизонтали 1 Матовые комбинации. Тема слабости последней горизонтали

Дидактические игры и задания.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса Развивать навыки групповой работы способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

14 10.12 11.12 Устранение защиты 1 Матовые комбинации. Тема устранения защиты Игровая практика: дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Формирование ответственности, предусмотрительности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

15 17.12 18.12 Отвлечение 1 Матовые комбинации. Тема отвлечения. / Групповая

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Развивать навыки групповой работы; способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

16 24.12 25.12 Отвлечение 1 Матовые комбинации. Тема отвлечения Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Развивать навыки групповой работы; 

17 14.01 15.01 Завлечение 1 Матовые комбинации. Тема завлечения Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Формирование ответственности, предусмотрительности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

18 21.01 22.01 Завлечение 1 Матовые комбинации. Тема завлечения Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Формирование ответственности, предусмотрител1ьности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

19 28.01 29.01 Блокировка 1 Матовые комбинации. Тема блокировки

  Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». 

Игровая практика. Способствовать развитию у учащихся управления своими эмоциями и действиями.

20 4.02 5.02 Блокировка 1 Матовые комбинации. Тема блокировки Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». 

Игровая практика Способствовать развитию у учащихся управления своими эмоциями и действиями.

21 11.02 12.02 Освобождение пространства 1 Матовые комбинации. Тема освобождения пространства Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Формирование стремления к усвоению культурных ценностей; воспитание целеустремлённости, самообладания, бережного отношения ко времени.

22 18.02 19.02 Перекрытие 1 Матовые комбинации. Тема перекрытие Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Формирование стремления к усвоению культурных ценностей; воспитание целеустремлённости, самообладания, бережного отношения ко времени.

23 25.02 26.02 «Мельница» 1 Матовые комбинации.  Тема «Мельница» Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Формирование стремления к усвоению культурных ценностей; воспитание, бережного отношения ко времени.

24 4.03 5.03 «Мельница» 1 Матовые комбинации. Тема «Мельница» Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Формирование ответственности, порядочности в поведении.

25 11.03 12.03 «Рентген» 1 Матовые комбинации. Тема «Рентген» Дидактическое задание: «Объяви мат в два хода», «Выигрыш материала». Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса. 

Формирование ответственности, предусмотрительности, внимательности, сосредоточенности и порядочности в поведении.

26 18.03 19.03 «Рентген» 1 Матовые комбинации. Тема «Рентген» Дидактическое задание : «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Развивать навыки групповой работы способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

27 1.04 2.04 Перегрузка 1 Матовые комбинации. Тема  «Перегрузка» Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Развивать навыки групповой работы способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

28 8.04 9.04 Разрушение пешечного прикрытия короля – основные идеи комбинаций 1 Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Заложить идеи развития у учащихся собственной активности, личной ответственности.

29 15.04 16.04 Разрушение пешечного прикрытия короля – основные идеи комбинаций 1 Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика Заложить идеи развития у учащихся собственной активности, личной ответственности.

30 22.04 23.04 Комбинации на сочетание идей 1 Учебные позиции для решения «Мат в два хода с помощью комбинаций» Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Развивать навыки групповой работы

31 29.04 7.05 Комбинации на сочетание идей 1 Учебные позиции для решения «Мат в три хода с помощью комбинаций» Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

32 6.05 14.05 Комбинации на сочетание идей 1 Учебные позиции для решения «Мат в три хода с помощью комбинаций» Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

Практическая игра 2

33 13.05 21.05 Практическая игра 1 Игра всеми фигурами из начального положения Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

Развивать навыки групповой работы способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

34 20.05 28.05 Практическая игра 1 Игра всеми фигурами из начального положения Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

Способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями.

Всего 34

 

VIII. Содержание рабочей программы

Повторение: 

Способы защиты от нападения

Матование одинокого короля

             Простейшие пешечные и ладейные окончания. Игровая практика

           Тактика в шахматах: 

               Тактические приёмы и комбинации         

Определение комбинации:

Вариант, форсированный вариант. Жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Основные идеи комбинаций: устранение защиты, отвлечение, завлечение. Блокировка, освобождение пространства, перекрытие. «Мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля.  Комбинации на сочетание идей.

Практическая игра

Формы организации детей: групповая, индивидуально-групповая.

 Используется следующая схема занятий: теоретическая часть (примерно 15   минут) и практика (примерно 30 минут).  

Под практикой  имеются в виду дидактические задания и игры:

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?

“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю. 

“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

 

IX. Формы и средства контроля

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём  её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации учитель вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется  учителем  в форме наблюдения;

промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме тестов, различных весёлых заданий и упражнений. Итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.    

 

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  

      шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. 

Формы подведения итогов: участие обучающихся в соревнованиях различного уровня. В ходе освоения программы ребенок получает качественные оценки: 

    «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все  получится», «хорошо» и т.д.

Требования к знаниям и умениям учащихся

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать: 

 -принципы игры в дебюте; 

 -основные тактические приемы; 

 -термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. 

К концу третьего года обучения дети должны уметь: 

 -грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; 

 -находить несложные тактические приемы; 

 -точно разыгрывать простейшие окончания. 

К концу учебного года учащиеся должны:

 - приобрести    теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;

 - повысить  уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти,     внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной 

работоспособности; 

-сформировать умения производить логические операции.  

 -сформировать личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность,      

сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.

 

X. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

 

№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Обеспеченность, % Примечание

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

1. Учебник: Костров В.В., Давлетов Д.А. Шахматный учебник для детей и родителей. Часть II.-16-е изд. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2012. 1 Д/100

2. Пожарский В.А. Шахматы: путь к мастерству/В.А. Пожарский.-Изд. 2-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2013. -26591) с. : ил.- ((Шахматы) 1 Д/100

3. Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы/ под ред.Н,Ф, Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2012.- 190с. 1 Д/100

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, СРЕДСТВА ИКТ

1.

Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур

10 100

2. Демонстрационная шахматная доска с комплектом магнитных фигур

1 100

3. Шахматные часы

1 100

 

Дидактические задания и игры:

 

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?

“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю. 

“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. 

“Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

Задание 1. Шахматный базар.

Фигуры на шахматной доске имеют свою ценность. За единицу измерения принято считать пешку. Давайте повторим: слон и конь – лёгкие фигуры и равны между собой, оцениваются в три пешки. Ладья стоит – 5 пешек. Ферзь – 10 пешек. (Король – бесценен). Сосчитайте кто сильнее и на сколько:

= конь или две пешки?

= слон и конь или четыре пешки?

= две ладьи или слон и два коня?

= ладья и конь или два слона и конь?

= два коня и две пешки или две ладьи?

= ладья, слон и конь или ферзь?

= два коня и два слона или ферзь?

= две пешки, ладья, конь и слон или ферзь?

 

 

Контакт

Телефон:

Адрес: